Руль болида Формулы 1

Руль болида Формулы 1

Первый чемпионат автомобилей в классе Формула 1 состоялся в 1950 году. Первые гоночные автомобили мало отличались от дорожных аналогов. В этой статье пойдет речь о руле гоночного болида Формулы 1. О том, как он трансформировался

Руль болида Формулы 1
Руль болида Формулы 1
от простого рулевого колеса до пульта управления, напичканного всевозможной электроникой, современного болида Больших Призов.

Этап первый – из рулевого колесо в штурвал. Первый этап трансформации рулевого колеса Формулы 1 это большая эпоха. Она охватила 50-80 года прошлого века и отразилась на дизайне руля болидов. Он из деревянного рулевого колеса превратился в штурвал машины.

Первые года Формулы 1, инженеры тратили свое вдохновение и энергию на двигатель автомобиля, делая его мощнее. В это время руль представлял собой круглый предмет с большим радиусом для удобного поворота колес.

В 60-70 годах прошлого века, люди причастные к Формуле 1, стали понимать значимость аэродинамики. Болиды все больше стали прижиматься к земле и их высота так же уменьшилась. В таком болиде пилот должен располагаться как можно горизонтальней. Но вот проблема, при такой позе руль загораживает и так не очень хороший обзор. Гоночные инженеры парни не промах, они просто срезали верхнюю дугу рулевого колеса, тем более, что из-за узкого кокпита само рулевое колесо стало иметь небольшой радиус и поворачивалось только на ¾ оборота.

Удачное решение, не порадовало международную автомобильную федерацию. Рога обрезанного руля могли создать опасную ситуацию для гонщиков. Было решено оставить обрезанную форму руля, но закольцевать его. Так рулевое колесо превратилось в штурвал.

Этап второй – из штурвала в пульт управления. Следующего обновления руля пришлось на конец 80-ых годов XX века. Новый “апгрейт” ознаменовался с появление в конструкции болидов полуавтоматической коробки передач. Революция произошла в 1989 году, когда инженеры Феррари стали оснащать свои автомобили таким узлом. Команда из Маранелло продемонстрировала всему миру, что теперь управлять гоночные болиды можно без рычага переключения передач. Руль дополнили специальными лепестками по обоим бокам. С одной стороны можно увеличивать передачу, а с другой уменьшать.

Здесь нужно сказать, что до появления лепестков, с помощью которых гонщик меняет номер передачи, на руле уже было несколько кнопок. Кнопки “Радио” и “Включение подачи питьевой воды” были первыми дополнительными элементами рулевого колеса.

Эволюция руля болида Формулы 1
Эволюция руля болида Формулы 1

В 1992 году на “McLaren” появилось уже больше десяти кнопок. Болиды Сенны и Бергера, так же стали первыми, у которых на штурвал было вынесено сцепление.

Следующего шага пришлось ждать 5 лет. В 1997 году, стараниями инженеров Феррари (а точнее компании Momo поставлявших рули для “красных”), отпала необходимость иметь на панели приборов тахометр. Вместо тахометра на руле появились светодиодные лампочки. По мере набора оборотов двигателя они, по очереди загорались, и когда это делала последняя, нужно было переключать передачу.

Этап третий – руль современного болида. Сегодня руль болидов Формулы 1 это настоящий пульт управления. Гонщик с его помощью может выполнить свыше 700 различных операций, так или иначе влияющих на характеристики машины.

На штурвал болида вынесен дисплей, на который выводится различная информация от скорости проезда круга, до параметров двигателя, коробки передач, сцепления или тормозной системы.

Управляя болидом, гонщик может через кнопки и переключатели на руле изменять атаку антикрыла и баланс тормозов, включать KERS и DRS. По мере износа покрышек и выработки топлива автомобиль Формулы 1 нуждается в коррекции настроек, некоторые из них можно сделать с помощью кнопок на руле. Обычно пилот делает это раз в 3-5 кругов.

Некоторые трассы, на которых проходят соревнования в классе Формулы 1 нуждаются в корректировки настроек от поворота к повороту. К примеру, этим славиться Шанхай, где некоторые повороты пилот проходит с различными настройками тормозов. Гонщику необходимо успевать поворачивать штурвал, переключать лепестки и менять настройки с помощью кнопок. И все это при запредельной скорости и больших перегрузках.

Современный руль болида Формулы 1 весит 1,3-1,5 кг. Он состоит из более 100 элементов. Штурвал гоночного автомобиля изготавливают из углеволокна, резины, алюминия, титана, резины, пластмассы и других материалов. При нештатной ситуации гонщик должен быстро отсоединить его от рулевой колонки, чтоб он не мешал ему покинуть кокпит.

Один руль гоночного автомобиля Формулы 1 может стоить до 50 тысяч долларов. На сезон требуется около 8 рулей для одного болида. В видео, которое я нашел в сети, один из инженеров Феррари рассказывает о том, за что отвечают те или иные кнопки на руле. Хорошего просмотра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *