образец силового сверхпроводящего кабеля

В России создана первая в мире гибридная электромагистраль

Российская наука, похоже опять стала занимать ведущие роли в мире. Ученые из ИНМЭ РАН, МАИ и ВНИИКП создали первую в мире гибридную электромагистраль, в которой энергия передается в двух видах, традиционно по силовому кабелю и в виде потока жидкого азота.

О создании гибридных электрических магистралей говорят во всем мире. образец силового сверхпроводящего кабеляГод назад в немецком Потсдаме прошел симпозиум под руководством нобелевского лауреата Карло Руббиа, на котором были представлены различные варианты передачи больших потоков энергии на расстоянии в несколько тысяч километров. И вот, уже спустя год, российские физики создали практическую модель магистрали, способную передавать энергию на большие расстояния.

В опытной электромагистрали, собранной и испытанной в Воронеже в ОАО “Конструкторское бюро химавтоматики” энергия передается по сверхпроводящему материалу и с помощью водорода. Причем последний, находящийся в жидком состоянии, не только является источником энергии, но и является охладителем, сверхпроводящего силового кабеля.

В качестве сверхпроводника использовались ленты диборида магния (MgB₂). Этот материал с критической температурой ~39 К, открытый в 2011 году, до этого использовался только разработчиками магнитов МРТ сканеров.

Диборид магния имеет два положительных момента, которые делают его наиболее подходящим для использования в электросетях нового поколения. Прежде всего, это температура, которая позволяет для охлаждения использовать жидкий водород. Вторая причина экономическая. Диборид магния прост в производстве, а потому дешев.

Для первой в мире гибридной электромагистрали в ВНИИКП создал сверхпроводящий кабель, состоящий из нескольких секций. Ленты диборида магния, уложенные спирально на сердечник из медных проволок, в электромагистарли являются токонесущим слоем. Его диаметр 26 мм. Внутри токонесущего слоя находится 12-ти миллиметровый канал для жидкого водорода. Между оболочкой и сверхпроводником также есть место для охлаждающего водорода.

В опытной установке длина кабеля составила 10 метров. Поток водорода 200-220 г/сек нес 25 МВт мощности. Электрическая мощность токопроводящего кабеля составила 50 МВт. По заявлениям создателей гибридной энергетической магистрали, они могли бы в трое увеличить электрическую мощность , просто добавив сверхпроводящие ленты диборида магния. При промышленном использовании такой технологии, мощность потоков электроэнергии в гибридной магистрали можно увеличить в сотни раз, за счет увеличения не только лент сверхпроводника, но и объема секции для водорода.

Будут ли магистрали такого типа востребованы в будущем — покажет практика. Сегодня, при передаче электричества на большие расстояния, теряется до 20% энергии, что можно решить с помощью охлажденных сверхпроводников, в которых такая потеря практически отсутствует. Единственный минус, слабо развитая на данный момент потребность в водороде. Хоть водород и превосходит большинство видов жидкого топлива в удельной энергетической ёмкости, его распространение в этом качестве на нашей планете минимально.

Экспериментальный образец силового сверхпроводящего кабеля
Образец экспериментального силового сверхпроводящего кабеля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *