Плутон

История открытия Плутона и его спутников. Охота за планетой Икс

История открытия Плутона. Первым охотником за Плутоном был видный американский астроном Персиваль Ловелл. Он, опираясь на орбиту Урана, вычислил орбиту невидимой планеты и ее массу. Ловелл назвал будущий Плутон планетой Икс. Он считал, что ее полный оборот вокруг Солнца составляет 282 года (на сегодняшний день это число равно 247,7 земных лет), расстояние от светила 6 млрд км.

Ловелл считал, что планету Икс можно наблюдать с помощью телескопа в созвездии Близнецов. Для этого он заказал 5-дюймовый астрограф (телескоп с фотоаппаратом) и начал скрупулезно снимать каждый участок созвездия.

Плутон
Астрограф помогал заснять такие объекты, блеск которых в 10 тысяч раз слабее видимых звезд. Каждый участок Ловелл снимал два раза с периодичностью три дня, а затем сверял негативы.

Два негатива одного участка неба астроном накладывал друг на друга и изучал с помощью лупы. Первый объект, движущийся по небу, Ловелл обнаружил довольно быстро, но это оказался всего лишь астероид. Искомая планета должна была иметь меньшую скорость.

Еще несколько раз Ловелл находил на небе что-то интересное, но все это были другие объекты. Искомую планету Икс Персиваль Ловелл так и не нашел.

После смерти известного американского астронома его дело продолжил друг и коллега ученого Уильям Пикеринг. Он так же искал Плутон в созвездии Близнецов. Мощный телескоп из обсерватории Маунт-Вилсон, по заказу Пикеринга обследовал указанный участок неба, но не нашел ничего интересного.

Третий персонаж нашего повествования Клайд Томбо, оказался тем счастливчиком, который смог таки обнаружить Плутон. После окончания школы Томбо, с 12-лет увлекающийся астрономией, не смог поступить в университет из-за невозможности оплаты обучения. Но Клайд не стал отчаиваться и продолжил изучать звездное небо с помощью самодельных телескопов. Подобно известному Философу Бенедикту Спинозе, Томбо дни напролет проводил за шлифовальном станком и изготавливал, нужные ему для телескопа-рефлектора, стекла и зеркала.

Из-за того, что температурный режим шлифовки не был выдержан, первый телескоп оказался неудачным. Но Клайд не стал отчаиваться и переместил свою мастерскую в погреб. Благодаря шлифовке при низкой температуре, удалось изготовить стекла для 9-дюймового рефлектора, который оказался достаточно удачным.

Клайд Томбо подробно изучил кратеры Луны, полюсы Марса и спутники Юпитера. Молодой астроном отослал свои работы в Ловелловскую обсерваторию и Томбо, к радости родителей, взяли на работу в качестве лаборанта-фотографа.

С помощью 13-дюймового астрографа Томбо делал снимки все того же созвездия Близнецов. Он работал по 14 часов в сутки, снимая небо и изучая снимки. При помощи специального блинк-микроскопа, Клайд открыл новые астероиды, галактики и переменные звезды. И вот 18 февраля 1930 года Томбо увидел, как небольшая точка на разных снимках меняла координаты. Как оказалось позже, это и была искомая планета Икс – будущий Плутон.

В день рождения Персиваля Ловелла 13 марта 1930 года миру было объявлено об открытии девятой планеты Солнечной системы – Плутона. Правда, 24 августа 2006 года Плутон переклассифицировали в карликовые планеты.

История открытия спутников Плутона. На сегодняшний день известно пять спутников Плутона. Самый крупный из них Харон был открыт в 1978 году американским астрофизиком Дж. Кристи.

Плутон-Харон. Иллюстрация Алана Бойля

Диаметр Харона составляет около 1200 км и он лишь в два раза меньше самого Плутона. Такие размеры планеты и его спутника, а так же вынесенный вне Плутона их центр масс, позволяет некоторым ученым назвать Плутон-Харон двойной планетарной системой.

В октябре 2005 года с помощью телескопа “Хаббл” были открыты еще два спутника Плутона: Гидра и Никта. На сегодняшний день их масса и точные размеры не рассчитаны.

В июне 2011 года с помощью все того же “Хаббла” был обнаружен четвертый спутник Плутона, который пока не имеет собственного названия. Во всех источниках четвертая луна Плутона именуется как P4.

Пятый спутник далекого Плутона был обнаружен все тем же “Хабблом”. Причем сделано это было совсем недавно. Как и четвертая луна, он не имеет названия, а проходит как P5.

Луны Плутона, по предположению большинства ученых, это обломки тел, которые столкнулись с планетой в далеком прошлом.

“Хаббл” не из праздного любопытства в последнее время акцентировал свое внимание на Плутоне и его спутниках. Все дело в том, что в ближайшее время NASA планирует миссию New Horizons, которая должна приблизиться к орбите Плутона в 2015 году. Спутники этой планеты могут стать помехой передвижения зонда. Некоторые ученые полагают, что близ Плутона могут находиться еще несколько спутников, а так же кольцо пыли. Так что, не удивляйтесь, если в ближайшем будущем в ледяном королевстве Плутона будут новые пополнения.